Чаще всего из строя выходят помпы сливных узлов, нагревательные ТЭНы и ремни
привода вращения барабана.
Рекордсменом по поломкам в стиральной машине является сливной насос.
Он постоянно находится в воде и после 4-5 лет "в рабочем режиме" требует
замены. Для увеличения срока его службы из машины желательно сливать всю
воду. Это не очень удобно при ежедневной стирке, но непременно рекомендуется
при длительных простоях прибора (например, когда вся семья уезжает в отпуск).
Когда стиральной машине предстоит долгое время провести без работы, из нее
просто необходимо слить воду (примерно 500 мл), которая обязательно остается
после стирки. Для этого нужно всего лишь опустить сливной шланг до уровня
пола или (при подключении к сифону раковины) отсоединить сливной шланг от
корпуса.
Одной из частых причин выхода насоса из строя является попадание в него посторонних
предметов (пуговиц, монет и т. д.). Даже сетчатый фильтр не спасает насос от
засорения - наоборот, на решетке очень "любят" оседать нитки, волосы
и прочий мусор. Эту проблему решает помпа с антиблокировкой, применяемая в стиральных
машинах ASKO и AEG. В случае засорения сливной насос начинает работать в реверсивном
режиме и буквально выплевывает попавший в него предмет. Другой вариант - электронное
управление Softtronic (MIELE), которое сообщает о малейших неполадках в работе
и выводит информацию на панель управления. Сливной насос MIELE не требует специального
обслуживания - благодаря специальной конструкции в него не попадают крупные предметы
(они оседают на легкодоступном для очистки фильтре). Однако если вдруг случится
непредвиденный затор, на дисплее немедленно загорится надпись "Проверить
слив".
Еще один проблемный участок для стиральных машин с фронтальной загрузкой - дверца.
В ней может со временем износиться уплотнение. Зачастую оно даже портится "досрочно" из-за
небрежного обращения с прибором. Поэтому, во избежание неприятностей, надо аккуратно
загружать и вынимать вещи, способные повредить уплотнение (например, одежду с
застежками-молниями). После стирки люк рекомендуется оставлять открытым, чтобы
просушить внутреннюю поверхность бака и резиновые уплотнители (особенно это касается
машин с эмалированными баками).
Что касается электроники, то здесь довольно часто отказывается действовать ручка-программатор.
Более серьезной поломкой может считаться выход из строя электронной системы управления.
Это сложное и дорогое устройство, которое оснащено процессором и фактически представляет
собой микрокомпьютер, руководящий всеми действиями машины. Стоимость ремонта
будет напрямую зависеть от “крутизны” модели.
Электромеханические и электронные программаторы часто выходят из строя из-за
плохих контактов в электропроводке. Причиной этого могут быть и окисление контактных
клемм из-за высокой влажности, и даже обычные тараканы. Электронные системы управления
чувствительны также к качеству электроснабжения. Не секрет, что в российских
электросетях нередки случаи перепадов напряжения, его понижения до 150-180 В
или, наоборот, повышения до 250 В (такие скачки особенно характерны для сельской
местности). Если в сети часто происходят подобные неприятности с электричеством,
лучше подключить питание стиральной машины через стабилизатор напряжения или
использовать модель с электромеханическим управлением.
Ох уж эта вибрация!
Вибрация - одна из главных причин всех механических поломок стиральных машин.
От нее страдает не только ременная передача, но и несущий подшипник барабана,
а ремонт этой детали будет стоить значительно дороже. Вибрация в машине есть
всегда и возникает из-за неравномерного распределения белья в барабане при отжиме.
Она сокращает срок службы деталей прибора и делает работу с ним некомфортной.
Для уменьшения вибрации служат системы пружинной подвески и гидравлические амортизаторы
бака. С этой же целью используются массивные инерционные грузы, сделанные из
чугуна или бетона. Чугунные детали дороже бетонных, но зато обладают меньшей
хрупкостью. Они используются в наиболее престижных моделях стиральных машин,
в компактных (узких) приборах производства компаний BOSCH, ZANUSSI, ASKO, ELECTROLUX,
во всех без исключения изделиях MIELE, а также... В отечественных "Вятках".
Любопытно, что качество чугунных противовесов в наших машинах зачастую выше,
чем, скажем, в итальянских. Чугунные противовесы "Вяток" хорошо знакомы
мастерам автосервисов - по форме и размеру они идеально подходят для рихтовки
колесных дисков. Общий вес стиральной машины благодаря всем этим конструктивным
особенностям может оказаться весьма солидным. К примеру, все модели MIELE весят
в пустом состоянии не менее 94 кг. Чем больше масса стиральной машины, тем выше
плавность хода барабана и, соответственно, надежность всего устройства.
В моделях ASKO уменьшение вибрации достигается за счет рамной конструкции крепления
бака. Вся динамическая часть фиксируется на раме с массивным основанием с помощью
амортизаторов и в процессе работы не контактирует с корпусом машины. Таким образом,
вибрация корпуса полностью исключается.
На уменьшении вибрации благоприятно сказывается и увеличение барабана. Стандартный
объем барабана машин с 5-килограммовой загрузкой составляет 44 л. В моделях премиум-класса
(ASKO, MIELE), в сериях WFH, WFO, WFR (BOSCH) и у новой модели AVXL 109 (ARISTON)
используются барабаны емкостью свыше 50 л, что позволяет добиться лучшей сбалансированности
белья при значительной загрузке, а также исключить дисбаланс при стирке больших
и тяжелых вещей.
Бороться с вибрацией можно и собственными силами. Во всех инструкциях к стиральным
машинам говорится: устройство нельзя включать без предварительного выставления
по уровню. Стиральная машина должна быть зафиксирована на ровном и твердом полу.
Кроме того, не рекомендуется перегружать ее бельем при стирке. Но главным средством
борьбы с вибрацией все же являются электронные программы стирки. В них фирмы
предусматривают операции по автоматическому определению неуравновешенности массы
белья (дисбаланса барабана) и свои различные процедуры перераспределения белья
до тех пор, пока дисбаланс не придет в норму.
Если бак прохудился вдруг...
К поломкам, приводящим к катастрофе, относятся протечки бака. Если бак потеряет
свою водонепроницаемость, это чревато затоплением квартиры и безнадежной порчей
всей стиральной машины в целом. Поэтому, выбирая для себя модель, обязательно
обратите внимание на материал, из которого сделан ее бак.
Баки стиральных машин изготавливаются из нержавеющей стали, пластика и композиционных
материалов. У каждого варианта есть свои достоинства и недостатки. Нержавеющая
сталь, например, хорошо зарекомендовала себя в профессиональной технике для стирки
в моделях таких компаний, как PRIMUS, LAVAMAC (Бельгия), а также MIELE, ELECTROLUX,
ASKO, где сталь используется уже на протяжении нескольких десятилетий. К недостаткам
таких баков относится их высокая цена, а также сравнительно большая шумность.
В отношении шума предпочтительнее баки из композитов, таких как Carboran 2000
(используется в машинах AEG, ELECTROLUX), Silitech (CANDY), Poliplex (INDESIT,
BOSCH и SIEMENS). Эти материалы обеспечивают баку необходимый запас прочности
и абсолютную химическую инертность. Правда, по цене хороший композит оказывается
немногим гуманнее "нержавейки". Более дешевы изделия из стали с эмалированным
покрытием (как у Eva от ARDO) и пластика, но и надежность у них ниже, а также
срок службы короче. Баки стиральных машин имеют, как правило, форму цилиндра.
Исключение составляют машины CANDY. Их баки в сечении представляют собой овал,
что позволяет сократить расход воды и повышает экономичность стирки. Общий недостаток
всех пластиковых баков - хрупкость. Конечно, пластик - это не хрусталь, но на
баке крепятся разные массивные детали. При неправильной транспортировке, особенно
на морозе, такой бак может треснуть. Если владелец перевозит стиральную машину
самостоятельно, то треснутый компонент под гарантию не попадает, поскольку это
- "механическое повреждение" (во всяком случае, доказать свою непричастность
к поломке будет очень сложно). Поэтому лучше доверить перевозку стиральной машины
с неметаллическим баком представителям магазина, тогда в случае чего гарантия
будет сохранена.
Барабаны, как правило, делают из нержавеющей стали и очень редко из композита.
Они приводятся в движение электродвигателем. В различных моделях машин могут
использоваться электродвигатели постоянного тока, асинхронные однофазные или
коллекторные. Последние обеспечивают возможность плавного регулирования скорости
вращения барабана, а также получения высокой скорости вращения в режиме отжима.
Двигателями такого типа оснащены модели АЕ1000, S1000X (ARDO), P-1405J (SAMSUNG)
и практически все агрегаты от INDESIT и ARISTON.
Асинхронные однофазные электродвигатели изначально отличаются простотой конструкции
и высокой надежностью, но у них есть серьезный недостаток - постоянная скорость
вращения вала. Она регулируется числом подключенных к питанию обмоток двигателя.
Так, например, при двух подключенных обмотках скорость вращения максимальная
и составляет несколько тысяч оборотов в минуту, а при 16 обмотках (8 парах) она,
соответственно, в 8 раз меньше. С такой конструкцией двигателей невозможно было
добиться плавной регулировки скорости вращения. Решить эту проблему позволило
применение электронных преобразователей частоты вращения. Асинхронные двигатели
с электронным преобразованием частоты вращения используются во всех стиральных
машинах MIELE и в модели WFR 3240 от BOSCH, а также во всех моделях стиральных
машин ARISTON с функцией Super Silent. Эти двигатели надежны, долговечны и бесшумны,
но стоят дороже, нежели аналогичные по мощности коллекторные.
В стиральных машинах ASKO и AEG используются электродвигатели постоянного тока.
К их достоинствам относится высокий пусковой момент. Это позволяет начинать процесс
отжима белья при наличии в баке стирального раствора, что снижает уровень вибрации
и исключает скручивание и сминание тканей. Двигатели постоянного тока имеют хорошие
тормозные характеристики, благодаря чему способны осуществлять плавную остановку
барабана в течение 4 с после окончания отжима. Кроме того, они могут работать
в реверсивном режиме.
Двигатели и баки являются самыми дорогостоящими элементами стиральных машин.
Только работы по их замене обойдутся в $ 50-100 (что касается самой детали, то
она может стоить не одну сотню долларов). Поэтому следует относиться к бакам
и двигателям с уважением и соблюдать правила эксплуатации стиральной машины.
В частности, не допускать попадания внутрь бака металлических предметов, которые
на высокой скорости вращения при отжиме способны разбить пластик и даже располосовать
тонкую сталь. Двигатели же чаще всего выходят из строя при попадании на них воды
или при неполадках в электропитании. Необходимо поэтому следить за тем, чтобы
вода не попадала на корпус. Например, при установке расположить машину вне досягаемости
брызг душа (лучше вообще поместить ее на кухне, где не такая высокая влажность,
как в ванной). Помимо этого, если в стиральной машине слышны подозрительные шумы,
эксплуатировать ее категорически нельзя. Из-за больших механических нагрузок
какая-нибудь пустяковая поломка очень быстро может привести к кардинальной порче
бака или двигателя.
Еще одной деталью, часто выходящей из строя, является приводной ремень барабана.
Причем в 90% случаев эти ремни выходят из строя из-за неправильной эксплуатации
стиральной машины. Чаще всего поломки происходят при отжиме массивных порций
белья, которое по каким-либо причинам не поддается балансировке. Скажем, в пододеяльник
забиваются стираемые одновременно с ним вещи, образуется огромный ком. В этом
случае при отжиме возникает интенсивная вибрация, и ремень (отнюдь не бракованный)
под действием периодически возникающего растягивающего усилия лопается, как перетянутая
струна. Большинство стиральных машин оснащено ременной передачей. В последнее
время появились, однако, модели компании LG с прямым приводом барабана. Такая
конструкция более компактна и исключает слабое звено - ременную передачу. Правда,
пока что неизвестно, как себя поведет двигатель с прямым приводом и насколько
он изнашивается при вибрации и трении, - подобные машины появились в продаже
сравнительно недавно, и данных по поломкам еще просто нет.
Как спасти ТЭН?
Вода с высоким содержанием ионов кальция и магния (так называемая жесткая вода),
а также включающая в себя примеси нерастворимых механических загрязнений (например,
мельчайших частиц ржавчины) может вывести стиральную машину из строя уже за 2-3
года интенсивной эксплуатации. От механических частиц страдает, в первую очередь,
вышеупомянутый электромагнитный клапан. Эти частицы попадают между прокладками
затвора клапана, застревают там или вызывают их ускоренный износ. Особенно много
подобного мусора попадает в стиральную машину после профилактического ремонта
водопровода и отключений воды. Радикальным средством, которое существенно обезопасит
детали машины, могут считаться лишь фильтры механической очистки воды со сменными
картриджами. Они монтируются непосредственно на водопроводную трубу.
Страдают от некачественной водопроводной воды и ТЭНы. На их нагревательной поверхности
образуется накипь - нерастворимый осадок, который резко ухудшает теплопроводность
металла. Накипь способствует перегреву ТЭНов, вплоть до их поломки (до 50% всех
повреждений стиральных машин связаны именно с выходом из строя нагревательных
элементов). Причины образования накипи - содержащиеся в воде в растворенном виде
бикарбонаты кальция и магния (чем больше этих солей, тем более жесткой является
вода). При нагреве соли разлагаются на углекислый газ и нерастворимый осадок,
который и является той самой накипью.
Борются с ней самыми разными способами. Чаще всего применяют "химический" метод.
В этом случае внутренние поверхности бака и ТЭНа 2-4 раза в год обрабатываются
кислотосодержащими средствами для удаления накипи (такими, как Kron Star, Kristall-Fix, "Антинакипин-М").
Этот метод относительно дешев, но пользоваться им можно, только если бак сделан
из нержавеющей стали или пластика, но ни в коем случае не из металла с эмалированным
покрытием. Для таких баков годятся умягчители, которые не способны удалить накипь,
но снижают жесткость воды. Их необходимо добавлять в раствор при каждой стирке.
Производителями бытовой химии разработаны как "отдельные" умягчители
(наиболее известна марка Calgon), добавляемые к стиральным порошкам, так и комплексные
средства для машинной стирки (Persil, "Ариэль"), в состав которых уже
входит умягчитель. Покупая стиральную машину, поинтересуйтесь у продавца, какое
средство из имеющихся в продаже лучше всего подходит для выбранной модели.
Однако химический метод борьбы с накипью имеет свои недостатки: присутствующие
в используемых средствах кислоты при испарении отрицательно влияют на работу
системы автоматики стиральных машин, разъедают резиновые уплотнители, в результате
чего возможна течь воды из бака; помимо этого, кислотные испарения ухудшают экологическое
состояние помещения.
Другой метод - технологический. Известно, что интенсивность образования накипи
прямо пропорциональна степени нагрева воды. Например, при повышении температуры
до 40-50° образуется лишь незначительное количество накипи. Этот факт учитывают
разработчики новых программ стирки и новых стиральных порошков, способных эффективно
очищать загрязнения лишь в слегка подогретой воде (разумеется, такие программы
и порошки разрабатываются не только ради борьбы с накипью, но и с целью энергосбережения,
однако в данном случае экономия оправдана вдвойне). Одним словом, по возможности
выбирайте для стирки режимы с наименьшим нагревом.
К сожалению, при очень высокой жесткости воды подобные меры могут не дать положительного
результата. В столь тяжелых случаях придется опять-таки прибегнуть к помощи внешних
фильтров-умягчителей или магнитных преобразователей. Магнитные преобразователи
представляют собой систему постоянных магнитов цилиндрической формы, накладываемых
снаружи на трубу водопровода, или врезаемых в нее (есть разные модели). В результате
обработки воды водородные связи ее кристаллической решетки разрушаются, ионы
кальция выпадают в осадок и не достигают поверхности ТЭНа. Таким образом, накипь
на ТЭНе не образуется. Более того, ранее образовавшиеся отложения разрыхляются
магнитообработанной водой, и происходит дальнейшее очищение поверхностей. Срок
службы магнитного преобразователя воды - 50 лет.
Долговечность ТЭНов во многом зависит и от характера нагрузки стиральных машин.
В частности, известно, что ТЭНы гораздо быстрее покрываются накипью при стирке
ветхого белья (образуется большое количество отдельных частиц ткани, выпадающих
в осадок и создающих, таким образом, "почву" для известковых отложений).
Большой вред ТЭНам, да и всей стиральной машине приносят фальсифицированные стиральные
порошки. Поэтому лучше всего покупать средства для стирки не на рынках-развалах,
а в фирменных магазинах.
Оценить состояние нагревательного элемента и степень его обызвествленности можно
и самостоятельно. ТЭН расположен в нижней части бака, под барабаном, и непосредственно
через отверстия в барабане почти не виден. Для того чтобы хорошо его рассмотреть,
внутрь барабана устанавливают включенный фонарь (лампочкой вниз). Барабан слегка
покачивают. Методом проб и ошибок можно так подобрать скорость движения, чтобы
добиться равномерной освещенности ТЭНа и рассмотреть его.
Куда проще владельцам машин ASKO. В этих устройствах барабан легко снимается
и одевается вручную, без всяких инструментов. Сняв барабан, можно не только рассмотреть
ТЭН, но и при необходимости удалить застрявший в нем мусор или инородный предмет,
попавший из бака (и сэкономить на вызове мастера). И не забывайте, что при попадании
в бак каких-либо предметов и застревании их там эксплуатировать машину нельзя!
В заключение, добавим, что всегда лучше избежать поломки, чем устранять ее последствия.
Тем более, что очень часто для этого достаточно просто внимательно
изучить инструкцию по эксплуатации.
|